ДИПЛОМЫ:
1.Кубанский государственный университет, Краснодар
Юридический факультет, Юриспруденция, 1997 год
2 Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического
образования, Краснодар
Факультет практическая психология, педагог-психолог, 2010 год
3 Автономная некоммерческая организация Международный центр подготовки кадров
Медиация. Базовый курс, 2012 год
4 НОУДО « Ангарская школа бизнеса, права и искусств», Психолог-Кинезиолог, 2013
год.
5 Санкт-Петербурский институт психотерапии и консультирования и "Гармония",
Основы консультирования, 2015 год.
6 Институт Практической психологии «Иматон». Санкт-Петербург. Системные
расстановки. 2015 год.
7 Институт Практической психологии «Иматон». Санкт-Петербург. «Интегративная
психотерапия психической травмы», 2022 год.
СЕРТИФИКАТЫ :
-ККИДППО г.Краснодар, ( Краснодарский краевой институт дополнительного
профессионального педагогического образования) Психология семьи и семейных
отношений, 2010 год.
-ККИДППО, г.Краснодар, Основы позитивной психотерапии. 1-я, 2-я ступень.
Транскультуральная семейная терапия ( Н.Пезешкиан), 2010 год.
-ККИДППО, г.Краснодар, Психодрама и ролевые игры, 2010
-ККИДППО, г.Краснодар, Дефектология с основами нейро- и патопсихологии,
2010
- ККИДППО, г.Краснодар, Социально-психологический тренинг общения, 2010
- ККИДППО, г.Краснодар, , 2010
- Центр психологии и бизнесконсультирования «Логос», Краснодар, Супружеские
отношения, 2010
-Европейская Ассоциация Психотерапии, Азиатская Федерации психотерапии,
Всемирный Совет по Психотерапии ППЛ РФ, Десенсибилизация и переработка
психических травм движением глаз
( ДПДГ), 2012 год.
-Институт групповой и семейной психотерапии и психологии, Москва,
Эриксоновский гипноз, 2011-2012.
-НОУДО «Ангарская школа бизнеса, права и искусств» Кинезиология, «Единый
мозг», Лишний вес, 2013 год.
-НОУДО «Ангарская школа бизнеса, права и искусств» Кинезиология, «Изобилие,
или где спрятаны сокровища», 2013 год.
-НОУДО «Ангарская школа бизнеса, права и искусств» Кинезиология,
Диагностика и коррекция стрессовых состояний и дислексических нарушений, 2013 год.
- Филипп Рафферти, Reset -1, 2014 год.
- Филипп Рафферти, Reset -1, 2014 год.
- Институт Практической психологии «Иматон». Арттерапия, 2013г., г.Санкт-
Петербург.
-Методика семейной доски в семейном консультировании, 2012 год,
-Институт Практической психологии «Иматон», Интегративная психотерапия
психической травмы. 2021-2022 г., г.Санкт-Петербург.
-Международный институт им. Апледжера. Москва, Биодинамика-1, Биодинамика-
3,Травма, Кранио-сакральная терапия-, 2022 -2023г.г.
О себе : стаж в области психологии более 14лет.
Специализация в области психологии:
-Детско-родительские отношения; диагностика и коррекция эмоционального
состояния; работа с детьми, подростками;
-Семейные отношения; консультирование супружеских пар, детей, подростков;
-Работа с травмой любой сложности в разных подходах( арт-терапия, символдрама,
ДПДГ и др);
-диагностика и коррекция эмоционального состояния с помощью кинезиологических
техник, а также методики Резет-1, Резет-2;
- инициации мужской и женской зрелости;
- правовая и психологическая поддержка в кризисе;
-женские встречи ( телесные практики, ресурсные техники, сказкотерапия,
символдрама, артерапия, инициации, метафорические карты, и др)
-ведущая игры «Ясный путь» на осознание и поиск ресурсов в реализации желаний и
целей;
-Практика «Добаюкивание» ;
Самые напряженные конфликты, в случае их успешного разрешения, приносят...
Существует три способа преодоления противоречий: доминирование,
компромисс и сотрудничество....Добровольность, свобода выбора. Вступление обеих спорящих сторон в процесс...
Существует три способа преодоления противоречий: доминирование,
компромисс и сотрудничество....Семья – это тоже система, «организм» со своими свойствами, законами, этапами
развития. И, по законам системы...Для чего и кому нужна практика:
Для людей разного возраста...
Самые напряженные конфликты, в случае их успешного разрешения, приносят
ощущение безопасности и покоя, которое не так легко нарушить. Именно они, с
присущим им мощным накалом страстей, имеют самые конструктивные и
продолжительные последствия. Карл Густав Юнг.
Сегодня мы с Вами поговорим о медиации как наиболее мягком способе урегулировании
конфликта. Большинство из нас к конфликтам относятся крайне негативно. Обычно разговор
о конфликте, да и просто само это слово «конфликт» мы воспринимаем как что-то
неприятное, дискомфортное, деструктивное, как преграду на пути к достижению своих целей
и т.д. Чем больше мы смотрим на конфликт как на препятствие, тем более негативно
воспринимаем ситуацию и людей, имеющих к ней отношение. Интересно то, что когда мы
начинаем воспринимать конфликт по-другому, у нас происходят удивительные изменения в
различных сферах нашей жизни. «Если каждый конфликт мы будем воспринимать как
возможность дальнейшего роста и развития, то вскоре увидим, насколько изменилась наша
жизненная позиция», – отмечает Д.Карнеги.
Как это ни парадоксально, конфликтные ситуации могут даже способствовать
укреплению взаимного доверия между сторонами и дальнейшего сотрудничества. Чтобы
конструктивно разрешать конфликты и споры, необходим специалист, владеющий
искусством ведения переговоров. Именно этими навыками обладает медиатор (специалист
по ведению переговоров и урегулированию конфликтов).
Данная процедура разрешения конфликта заключается в том, что стороны прибегают к
услугам посредника – медиатора, который обсуждает конфликт с каждой из них. Такое
обсуждение медиатор проводит как совместно со сторонами, так и в отдельности с каждой
стороной. В случае, если медиатор получил от одной из сторон информацию, относящуюся к
процедуре медиации, он может её раскрыть другой стороне только с согласия лица,
предоставившего данные сведения. В ходе этих встреч медиатор способствует поиску самими сторонами конструктивного решения. Стороны не зависят от воли медиатора и в
итоге сами принимают для себя решение, которое является для них более выгодным, чем
состояние конфликта. Поскольку медиация нацелена на принятие сторонами
взаимовыгодного решения, то стороны могут прибегнуть к данной процедуре на любой
стадии конфликта, в том числе и в ходе судебного разбирательства. Важным условием
успешной медиации является добровольное согласие сторон на участие в процедуре
медиации. Во всем мире медиация является одной из самых популярных форм
урегулирования споров. Статистика развитых стран показывает, что 83% - 85% всех
процедур медиации успешны. Что касается остальных случаев, тех, которые не вошли в это
большинство, то от 5% до 10% участников процедуры также приходят к полному или к
частичному соглашению в течение короткого времени после процедуры медиации.
Статистика развития института медиации в нашей стране показывает, что в 80%
случаев медиатор разрешает спор успешно. Процент исполнения решений, принятых в ходе
медиации, в 2 раза выше, чем у судебных решений, поскольку такое решение стороны
принимают совместно, удовлетворены им и заинтересованы в его исполнении. Согласно
Распоряжению Правительства РФ от 20 сентября 2012 г. № 1735-р «Об утверждении
Концепции федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013 -
2020 гг.», процедура медиации введена с целью снижения нагрузки на судей и повышения
качества осуществления правосудия. Отсюда можно сделать вывод о том, что за институтом
медиации будущее, поскольку медиация отвечает всем требованиям в сфере разрешения
конфликтов на современном этапе.
И напоследок, притча Мост примирения.
Однажды два брата Иван и Андрей, которые жили на соседних фермах
поссорились. Это была первая серьезная ссора за 40 лет между братьями, чьи хозяйства были
очень взаимосвязаны. Но их сотрудничеству пришел конец. Всё началось с небольшого
недоразумения, которое переросло в, обидную для обоих, словесную перепалку и затяжное
молчание. Как-то утром Ивану постучали в дверь. На пороге стоял плотник, искавший
подработки. Иван сказал ему: «Есть у меня для тебя работа. Посмотри на этот ручей. Он
разделяет наши фермы. Еще неделю назад здесь был луг, но мой брат прошелся бульдозером
по речной дамбе и теперь нас разделяет ручей. Он это сделал назло мне. Так вот – ты
построишь высокий забор между нами и избавишь меня от необходимости видеть его лицо и
его ферму». Плотник согласился и взялся за работу.
Он тщательно всё обмерил, пилил деревянные бруски – не терял ни минуты. К заходу
солнца, когда Иван вернулся с поля, плотник уже закончил работу. Глаза Ивана округлились
и челюсть отвисла. Вместо забора через ручей был возведен мост!
Каково же было удивление Ивана, когда он увидел своего брата спешащего к нему через
мост. «Ну, ты даешь! Ты построил нам мост после всего, что я наделал!», – воскликнул
Андрей. Братья встретились на середине моста, пожали друг другу руки и обнялись.
Они попросили плотника остаться поработать у них еще, но он им ответил: «Я бы с
радостью, но мне еще нужно построить много мостов».
Медиацией, как мы уже знаем, называются переговоры при обязательном участии
третьей, нейтральной, стороны, которая прилагает все усилия и заинтересована в том, чтобы
каждая из сторон разрешила конфликт или спор с максимальной выгодой для себя. В
соответствии с Федеральным Законом №193 – ФЗ, статья 3, проведение процедуры медиации
возможно на основе принципа добровольности и взаимном желании сторон, при условии
сотрудничества, соблюдения конфиденциальности и равноправия сторон, а также
независимости и беспристрастности медиатора. Принцип добровольности Участие в
медиации происходит на основе осознанного и добровольного выбора каждой из сторон,
основанного на взаимном и обязательном желании заключить справедливое соглашение,
учитывающего права и обязанности участников спора и максимально ориентированного на
их интересы.
Процедура медиации не осуществляется в результате принудительных или
обязывающих действий.
Принцип добровольности действует на всех этапах осуществления процедуры
медиации, для каждой из сторон, причем выйти из переговоров возможно в любой момент.
Участники спора в свободном порядке проводят выбор медиатора и получают его
добровольное согласие на проведение процедуры медиации. Процесс медиации наиболее
эффективен в случаях, когда стороны искренне хотят найти компромиссное решение для
урегулирования конфликта с максимальным учетом интересов каждой из сторон.
Исполнение обязательств и договоренностей, достигнутых в результате медиативного
соглашения, остается добровольным, то есть ни одна из сторон не контролируется извне.
Принцип равноправия сторон. Каждый участник процедуры медиации имеет
равные права для участия в процессе: задавать вопросы и высказываться, предлагать темы
для обсуждения и быть услышанным, находить варианты решения, обсуждать достигнутые
договоренности и составлять соглашение. Ни одна из сторон не имеет процедурных
преимуществ перед другой, медиатор следит за соблюдением баланса возможностей и прав
во время процесса медиации и обеспечивает реализацию этого принципа. Задача медиатора –
обеспечить равноправное участие обеих сторон в процессе.
Принцип сотрудничества .Стороны должны быть готовыми обсуждать не только
свои мнения, но и мнения друг друга и искать выход.
Принцип конфиденциальности. Все, о чем говорится или что обсуждается в
процессе медиации, остается внутри этого процесса. Медиатор не может выступать в
качестве свидетеля, если дело все-таки будет передано в суд, и не сообщает одной стороне
информацию, которую он получил от другой в процессе индивидуальной беседы, если у него
нет на это специального разрешения или просьбы от сообщившего информацию. Принцип
обеспечивает безопасность сторон и является ключевым принципом неразглашения какой-
либо информации третьей стороне, другим организациям или другой стороне спора без
полученного на то согласия сторон. Вопрос конфиденциальности при осуществлении процедуры медиации поднимается и закрепляется правилами для обеих из сторон как в
начале процесса, так и в дальнейшем, при общении в отдельности с каждой из сторон. В
соответствии с Федеральным законом №193-ФЗ, его 5 статьей, при осуществлении
процедуры медиации конфиденциальность применяется ко всем сведениям, относящимся к
процедуре медиации, кроме случаев, когда стороны договорились об иных условиях, и
случаев, предусмотренных федеральным законом; медиатор не имеет права разглашать
информацию, ставшую ему известной в ходе осуществления процедуры медиации, и
согласие сторон не получено. Исключения здесь составляют случаи, когда медиатору
становится известно об угрозе жизни и здоровью ребенка, о совершении тяжкого
преступления. Медиатор вынужден сообщить об этом в правоохранительные органы, о чем
предупреждает стороны перед процедурой медиации.
Принцип беспристрастности и нейтральности медиатора. Медиатор является
свободным от эмоциональных оценок участников спора (проявление антипатии или
симпатии), беспристрастным и независимым в своих суждениях. Медиатор имеет право
принимать на себя обязательства по организации процесса медиации, если он умеет
сохранять нейтральность, безоценочность и в конкретной ситуации может сохранять
эмоциональную отстраненность.
Таким образом реализуется принцип обеспечения равенства при осуществлении
процедуры медиации. Медиатор не имеет права представлять чьи-либо интересы и вставать
на одну из сторон, он не выносит оценок и не судит. Процесс медиации исключает
пристрастность медиатора, которая основывается на социальных или личностных
стереотипах, и не должен содержать предубеждения, домыслы и предрассудки. Нейтральная
позиция медиатора необходима для создания атмосферы свободного выражения интересов
каждого из участников спора, а также для формирования атмосферы доверия. Если медиатор
чувствует, что ему трудно сохранить нейтральность и что ему не удаётся избавиться от
возникающих у него эмоциональных оценок, он отказывается от ведения процесса.
И напоследок, притча об апельсиновом дереве.
-Поспорили однажды два человека, стоя под апельсиновым деревом: кому принадлежат
эти апельсины по праву.
- Тому, кто первый их заметил, – сказал один.
- Тому, кто увидел в них образ солнца, – сказал другой.
Спор был жаркий, но он не принес облегчения ни одному, ни другому. Кулаки сжимались
сами собой, глаза источали ненависть. Каждый хотел завладеть апельсинами во что бы то ни
стало. По счастью, проходил мимо путник – к нему-то и обратили свои мольбы спорщики:
- Рассуди нас!
-Для чего каждому из вас эти апельсины? – Это все, о чем спросил путник.
- Мне, – сказал один, – нужна их спелая мякоть, чтобы мои гости смогли вдоволь ею
полакомиться на свадьбе дочери.
- Мне нужна их сочная кожура, чтобы приготовить из нее цукаты на свадьбу сына, –
промолвил другой.
Ничего не сказал путник, ничего не сказали два уставших человека… Глаза всех троих
прояснились, и светом озарились их лица.
Эта известная история подтверждает факт, что интересы имеют право на
существование и даже могут быть удовлетворены одновременно. Но не всегда участники
спора способны самостоятельно это осознать, и именно здесь им на помощь приходит
медиатор (посредник), в лице которого они видят авторитетную непредвзятую личность,
способную помочь им взглянуть на существо спора со стороны.
И еще одна притча о примирении.
– Учитель, скажите, почему заповедано не гневаться и прощать обиды? – обратился к
Учителю ученик.
– Скажи, а хорошо ли у тебя на сердце, когда ты гневаешься? – спросил Учитель.
– Нет.
– А хорошо ли тем, на кого ты гневаешься? – Думаю, что нет.
– А когда тебе и другим плохо, разве это хорошо?
– Не хорошо, – грустно ответил ученик.
– Тогда прощай, чтобы тебе и другим было хорошо, – с улыбкой ответил Учитель.
Существует три способа преодоления противоречий: доминирование,
компромисс и сотрудничество. При доминировании только одна сторона достигает
желаемого результата, при компромиссе – ни одна из сторон, и лишь сотрудничество
дает возможность обеим сторонам получить то, чего они хотят (Мэри Паркер
Однажды, во время учебы на психолога, я услышала от своего преподавателя, Ольги
Николаевны, очень интересную фразу. Буквально в нескольких словах эта фраза наглядно
так описывает спор, конфликт между двумя сторонами: «Любой конфликт похож на хлопок в
ладоши! Для того, чтобы этот хлопок произошел, нужно две руки, желание хлопать и сила
для удара». Получается, что две руки – как две стороны, которые усердно выясняют
отношения между собой. Причем вклад каждого в развитие конфликта – 50% и 50%. Но не
всегда участники спора способны самостоятельно это осознать, и именно здесь им на
помощь приходит медиатор, способный помочь им взглянуть на существо спора со стороны.
Он формирует условия для выявления самого важного в существующем споре, что
способствует переводу спора на основе принципов к спору на основе интересов. Сегодня
медиация находит применение и развивается во всех сферах, где традиционных способов
разрешения конфликтов оказывается недостаточно и где возникает необходимость в поиске
новых подходов к разрешению споров.
Это далеко не полный список областей, в которых медиация эффективна: Семейные
отношения; Воспитательно-образовательная сфера; Система социального обеспечения и
здравоохранения; Корпоративные и межкорпоративные споры; Экономическая сфера;
Интеллектуальное право; Публичное право; Система страхования; Финансовая и банковская
сфера; Индустрия туризма и отдыха; Недвижимость, строительство и проектирование;
Различные отрасли промышленности. В нашей стране медиацию используют, прежде всего,
при разрешении следующих конфликтов: споры (конфликты), в том числе: коммерческие
споры между контрагентами по договору (включая преддоговорные споры, споры из-за
неисполнения договоров); имущественные споры, включая споры о разделе имущества,
наследства, об определении порядка пользования общим имуществом, межевые споры;
потребительские споры между продавцом товаров (работ, услуг) и их потребителем; споры
об объектах интеллектуальной собственности, включая объекты авторских и смежных прав,
патентных прав, секреты производства (ноу-хау), фирменные наименования, товарные знаки
и другие; трудовые споры, включая коллективные трудовые споры по поводу заключения,
изменения и выполнения коллективных договоров; семейные споры, включая споры о
воспитании детей, о разделе имущества. Одним из основных требований, делающих
возможным использование медиации в разрешении спора, является добрая воля сторон,
вовлеченных в конфликт. Медиация может применяться только тогда, когда обе или все
стороны (в случаях, когда в спор вовлечено более двух сторон) хотят ее применения или
согласны на это. Медиация является наиболее мягкой формой разрешения споров.
Посредник – медиатор – не выносит своего решения, он лишь помогает создать условия,
приемлемые для переговорного процесса.
Он, руководствуясь своим опытом, знаниями, умением разрешать конфликты, помогает
спорщикам выработать такую позицию, которая максимально соответствовала бы интересам
спорящих сторон.
И напоследок – притча «Спор благородных».
Один человек продал другому дом. Покупатель нашёл в этом доме схороненный клад,
большое сокровище, принёс эти деньги к продавцу и сказал: — Ты продал мне дом. Деньги,
находившиеся в нём, принадлежат тебе, возьми их. — Если бы эти деньги были назначены
мне в удел, они нашлись бы тогда, когда дом ещё принадлежал мне. Раз теперь дом стал
твоей собственностью, то и деньги — твоё имущество, — возразил продавец. Поднялся
между ними спор. Один говорил: «Это – твоё!» Другой восклицал: «Нет, твоё!» В конце
концов пошли они со своей тяжбой к царю той эпохи и сказали: – О справедливый царь, о
бесподобный судья, о праведник, не ведающий кривды! Прекрати наш спор и пресеки нашу
вражду! Царь спросил продавца: – Есть у тебя дети? – Есть сын, – ответил тот. – А у тебя
какого пола ребёнок? – спросил царь покупателя. – Дочь, – ответил тот. – Отдай же свою
дочь его сына, а деньги эти дай ей в виде приданого. Тогда вы оба получите свою долю из
этих денег, – сказал царь. Обеим сторонам это решение пришлось по душе, оба вышли из
судейской залы удовлетворёнными, и от благодатного действия этого решения по всему
лицу земли взошли всходы, благословение такого правосудия всему миру принесло
благодать.
Добровольность, свобода выбора. Вступление обеих спорящих сторон в процесс
медиации является добровольным, а медиатор – свободно выбранным.
При использовании примирительных процедур стороны вправе самостоятельно
выбрать лицо, содействующее урегулированию спора, что вызывает доверие сторон к такому
лицу и укрепляет авторитет результата примирения. Быстро и недорого. В связи с обоюдным
решением о начале процедуры медиации, стороны настроены на быстрое и взаимовыгодное
разрешение конфликта, а значит, они сами делают все возможное для наиболее удачного
разрешения спора. Процесс медиации относительно непродолжителен в сравнении с
длительностью судебного разбирательства.
Это немаловажное преимущество медиации, особенно в наших условиях, когда суды
перегружены, и рассмотрение дел иногда бывает длительным. К тому же, медиация может
обойтись дешевле, чем традиционные судебные процедуры. Деятельность медиатора может
осуществляться как на платной, так и на бесплатной основе, следовательно, стороны – при
желании – могут существенно сэкономить на судебных расходах.
При желании можно урегулировать спор буквально за несколько часов. Эффективность.
Договоренности, достигнутые сторонами в процессе проведения примирительных процедур,
исполняются гораздо чаще, чем судебные решения. Сохранение деловых связей. В случае
примирения деловые отношения сторон не только сохранятся, но и станут еще крепче.
Интересы сторон. Использование примирительных процедур позволяет удовлетворить
действительные интересы сторон. Медиатор учитывает интересы всех оппонентов и решает
вопрос так, чтобы они остались довольны исходом конфликта. Медиатор не ищет правых и
виноватых – он старается примирить стороны и найти выход, устраивающий как одну, так и
другую сторону. При разрешении конфликта медиатор основывается не только и не столько
на требованиях закона, сколько на интересах и взаимоотношениях сторон, нормах морали и
нравственности и личном опыте. Атмосфера комфорта и сотрудничества. Отсутствие
необходимых элементов процессуальной формы и судебной атрибутики создает
психологический комфорт для участников спора, атмосферу доверия и сотрудничества.
Конфиденциальность.
Процедура медиации не выходит за рамки общения оппонентов и самого медиатора,
что очень важно, если спор затрагивает коммерческие интересы или личные
взаимоотношения сторон, и их разглашение может повлечь убытки или иные
неблагоприятные последствия. В том случае, если медиатор получил от одной из сторон
информацию, относящуюся к процедуре медиации, он может её раскрыть другой стороне
только с согласия лица, предоставившего данные сведения. Риск минимальный. Каждая
сторона в любой момент может отказаться от продолжения процесса медиации и выйти из
него. Процедура медиации может быть применена как до обращения в суд, так и после
начала судебного разбирательства. Наличие соглашения о применении медиации и
непосредственное её проведение не является препятствием для обращения в суд. Все в руках
сторон. Используя примирительные процедуры, стороны самостоятельно приходят к
устраивающему их результату примирения, в отличие от судебного разбирательства, где
решение принимается судом.
И напоследок – притча «Всё в твоих руках».
Однажды ученик великого мудреца решил испытать своего учителя: «Мой учитель всё
знает, сейчас подойду к нему и спрошу: в моей руке бабочка, как ты думаешь, живая она или
мертвая? Если скажет, что живая, я сожму кулак, и она умрёт; если скажет, что мёртвая, я
разожму кулак, и она улетит…» – Учитель, в моей руке бабочка, как ты думаешь, живая она
или мертвая? – Всё в твоих руках, – ответил учитель.
К психологу ,как правило ребенка , приводят родители, которых беспокоит тот или
иной симптом у него или состояние простыми словами( например агрессивен, или
замкнутый, или прогуливает уроки, не хочет учиться и др). Перед тем, как идти к
специалисту, родители,
пробуют самостоятельно справиться с тревожащими их
проявлениями. Проводят беседы, наказывают и т. д. Они исходят из представления, что их
ребенок «какой-то неправильный», у него «трудный возраст», «плохое окружение», «школа
виновата», и любой ценой им нужно избавиться от нежелательного поведения. Часто
первоначальный запрос родителей на терапию так и звучит: «сделайте его удобным для
нашей семьи», «избавьте нас от этих истерик и негативных эмоций».
Иногда родители приводят ребенка с симптомом, который по тем или иным причинам
становится неудобен окружающим (например, в школе), а в процессе расспроса выясняется,
что есть гораздо более серьезные нарушения, но им родители не придают особого значения.
В процессе работы родителям рассказываем, что ребенок существует не сам по себе.
Он является элементом семейной системы, которая функционирует и развивается по
определенным законам.
Важная опора этой системы – супружеские отношения. Именно супруги являются
фундаментом, строителями семьи. Ситуация, когда все занимают свои законные места в
семейной системе, супружеские и родительские роли и функции не перемешаны, а четко
определены, является наиболее благоприятной.
Дисбаланс в супружеских отношениях очень часто приводит к формированию симптома у
ребенка. Как элемент этой системы, он бессознательно пытается «оттянуть» все внимание и
напряжение между родителями на себя .Если супружеская пара в разводе, но между ними по-
прежнему много разногласий и конфликтов, эта ситуация практически неминуемо скажется
на общих детях. Здесь все усугубляется тем, что бывшим супругам бывает очень непросто
перейти от дисфункциональных супружеских отношений (фактически не завершившихся) к
исполнению согласованных родительских функций.
Нецелесообразной будет работа психолога с только с ребенком по избавлению его от
симптома, без привлечения родителей. Именно поэтому существует такое определение как
симптом ребенка это зеркало супружеских отношений, которое показывает что происходит у
папы и мамы между собой. Доброжелательные отношения, с уважением и доверием друг к
другу, или напротив, в которых ощущается напряжение, дисбаланс, непонимание и др.
Эффективная работа начнется тогда, когда родители при помощи специалиста поймут,
осознают и свой важный вклад в создание и поддержание этого симптома, примут
ответственность за свои действия и перестанут винить во всем ребенка. Как только родители
начинают менять взаимоотношения между собой, они видят результат изменения отношений
и у их ребенка.
Семья – это тоже система, «организм» со своими свойствами, законами, этапами
развития. И, по законам системы, если существуют проблемы в семейных
взаимоотношениях, то разного рода проблемы могут возникнуть у любого из ее членов. В
семейных конфликтах не может быть виноват кто-то один. Конфликт разворачивается по
принципу замкнутой цепи, в него втягиваются все члены семьи: бабушки, дедушки, дети и
т.д. Ссоры, размолвки, недоговаривание постоянно повторяются, напряжение нарастает,
возможности прямо выразить негативные эмоции и недовольство сложившейся ситуацией
нет…И под тяжестью этого груза конфликтов у одного или нескольких членов семьи
начинает развиваться определенное поведение или болезнь, которые помогают с одной
стороны, существовать этому человеку в ситуации конфликта, а с другой стороны,
поддерживают этот замкнутый круг – привычную и устоявшуюся систему отношений. Такие
проявления в поведении или здоровье в ответ на устоявшуюся проблемную систему
отношений психологи называют «семейным симптомом».
Стать носителем симптома может любой член семьи, но дети обычно – самое слабое звено,
т.к. они более чувствительны к происходящему и у них меньше всех возможностей прямо
выражать свои чувства и эмоции.
Примеры симптоматического поведения у детей: неуспеваемость, гиперактивность,
плаксивость, агрессивность, непослушание, отказ от еды, частые болезни, хронические
проблемы со здоровьем невыясненной этиологии (энурез, кожные заболевания, боли в
животе и т.п.). Еще более серьезными семейными симптомами могут быть алкоголизм,
наркомания подростков, уход из дома.
Что родители обычно делают в случае обнаружения таких проблем? Ищут причину
поведения или болезни в ребенке. А на самом деле такая реакция ребенка – это не причина, а
следствие семейных ссор и неспособности родителей наладить отношения друг с другом и с
ребенком.
Симптом ребенка – это симптом семьи, это та миссия, которую выполняет ребенок,
чтобы семья существовала. Например, ребенок может часто болеть только потому, что
чувствует нестабильность в отношениях мамы и папы и своими болезнями пытается
сплотить родителей вокруг себя. Тут уж не до ссор и развода, когда любимое чадо страдает.
И когда родители начинают понимать эти законы семейной системы, осознают и меняют в
первую очередь взаимоотношения между собой, смотрят в одном направлении, показывают
пример ребенку, они видят результаты своих изменений и в ребенке.
Ведь не даром Лев Толстой сказал такие мудрые фразы о воспитании детей:
«Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим,
не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было». «Воспитывай
личным примером, а не с помощью хитрых наук.»
Практика Добаюкивание, автор Виктория Аверкиева, клинический психолог.
Ссылка на сайт Добаюкивание РФ: https://добаюкивание.рф/?ysclid=lurc07aa3x475192970
Для чего и кому нужна практика:
Для людей разного возраста, и дети , подростки, взрослые , мамы с детками.
Эта Практика для перепроживания внутриутробного периода. Для перепроживания своего
рождения, перезаписи начала личной истории. Тем, кто родился в советских роддомах, когда
к маме младенца приносили не сразу. Для тех, у кого был сложный опыт рождения , поэтому
есть возможность перезаписать травматические роды. Для тех, кто не дополучил в детстве
маминой любви, папиной любви , у кого сформировалась тревожная привязанность к кому-
то из родителей.Для тех, у кого не было мамы рядом как близкого заботливого лица, с
которым создаются надежные отношения.Для тех, у кого трудные отношения с мамой. Для
тех, кому сложно сепарироваться от мамы. Для тех , кто хочет повышать самоценность ,
создавать благостные отношения с самим собой. Кто хочет познать опыт безусловной любви
извне. ”Хорошим девочкам” и “ Славным парням” для освобождения из заточения чувства
стыда и опасения остаться брошенными . «Плохим девочкам”и “Плохим парням» для
наполнения и освобождения от внутреннего отчаяния.Тем, кто хочет стать родителями и
подготовиться осознанно к этому. Тем, кто страдает пищевыми расстройствами. Тем, кто
ищет осознанно и неосознанно в мужчинах, женщинах маму , которая даст любви ,
удовлетворить потребности. Для тех, кто взрослеет. Для тех, кто боится поглощения и
одновременно стремится к слиянию в паре .Тем, у кого не получается забеременеть и
выносить ребёнка. Тем, кто живет в состоянии хронической тревожности и страха. Тем, кто
переживает трудные времена ( кризисы, переходы,утраты, восстановление после болезни и
др.). Тем, кто болен ( онкология и другие заболевания).Мамочкам особенных деток.
Мамочкам новорождённых деток. Тем, кто живет с чувством Обиды на маму или папу. Тем,
кто просто хочет напитаться ресурсом, любовью, довериться миру .
Добаюкивание также позволяет «отреставрировать» свой детский фундамент , дополучить
безусловную любовь мамы, папы, научиться доверять себе, миру. На Добаюкивание можно
прийти , когда просто плохо , нет сил, произошло что-то тяжелое в жизни , пришлось
столкнуться с чем-то трудным и нужна подпитка любовью , поддержка, принятие.
Стихи о практике Добаюкивание.
Спасибо Практика родная, что познакомила меня
Ты с Миром, Волшебством, Любовью !
С Тобой живу как будто Я!
Ты защищаешь, помогаешь , баюкаешь, и словно в сон
так бережно вдруг погружаешь . Я слышу Маму в унисон.
Вдруг на какое-то мгновенье я засыпаю иль дремлю ...
а может так перерождаюсь ? А быть себя люблю ?
Я чувствую Любовь Вселенной меня окутывает вдруг !
Уходят споры все, делеммы, есть просто Мир и Свет вокруг.
Спасибо Практика родная, Я знаю есть на Свете Ты!!!
С тобой уходят все проблемы, Жизнь превращается в Цветы!