Решиться на открытие цветочного бизнеса — серьезный шаг. И руководствоваться в этом вопросе стоит не любовью к творчеству, а трезвым расчетом и анализом рынка. В данной нише низкий порог входа и внушительная конкуренция. Однако ввиду специфики цветов (скоропортящийся продукт), своевременная реализация требует продуманного алгоритма действий. В этой статье я расскажу, какие плюсы и минусы учитывать при входе на рынок цветов, как пошагово действовать, какие форматы цветочного бизнеса заранее рассмотреть и какие статьи расходов иметь в виду на старте.
Какие минусы учесть?
1. Скоропортящийся продукт
Цветы быстро теряют свежесть и форму. Если их вовремя не реализовать, то можно потерять оборотные деньги. При низких продажах возникает много списаний. Это говорит лишь о том, что важно заранее продумать большой комплекс вопросов для успешной реализации товара (объемы поставок, место аренды, трафик, рекламу).

2. Помещение
При выборе помещения помимо эстетики учитывайте расположение водопровода, зону для смены воды. Водопровод и канализация — это необходимость для магазина цветов. Минимальная площадь от 30 квадратных метров. Не стоит выбирать подвальные и цокольные помещения, так как это негативно влияет на состояние букетов.

3. Нестабильный спросс
Спрос на цветы нельзя назвать постоянным, он растет в праздники, опускается в обычные дни. Для формирования у покупателей потребностей требуется больше вложений и клиентской заботы.

4. Необходимость планирования закупок цветов
К сожалению, просчитать все нюансы сразу удается не всем предпринимателям. Тем не менее с опытом приходит понимание, сколько цветов закупать и как быстро их реализовывать.

Насколько выгоден этот бизнес?
Рентабельность высокая, однако маржинальность низкая. Рентабельность отражает эффективность бизнеса, а маржинальность представляет собой разницу между выручкой и стоимостью.
Посчитайте стоимость входа в бизнес: когда выйдет на окупаемость. Начать возможно с 500 000 руб.
Сразу определитесь: будете нанимать сотрудников или нет (тогда придется работать самостоятельно 24/7). Сотрудники влекут дополнительные расходы.
Алгоритм действий при открытии
цветочного бизнеса
Рентабельность высокая, однако маржинальность низкая. Рентабельность отражает эффективность бизнеса, а маржинальность представляет собой разницу между выручкой и стоимостью. Посчитайте стоимость входа в бизнес: когда выйдет на окупаемость. Начать возможно с 500 000 руб. Сразу определитесь: будете нанимать сотрудников или нет (тогда придется работать самостоятельно 24/7). Сотрудники влекут дополнительные расходы.
1. Провести анализ рынка
Изучите конкурентов в разных сегментах: онлайн, оффлайн (павильоны, салоны и магазины), студии, премиум, доставка, оптовые продажи. Посчитайте примерный заработок, маржинальность, сумму вложений. Исходя из этого выберите подходящий именно вам формат и изучите дальнейшие шаги.
2. Выбрать концепцию
Будет ли это павильон, магазин, премиум-салон или интернет-магазин зависит от выбранной концепции и ценового сегмента. Продавать дорогие букеты или дешевые цветы? Вкладываться в сайт и развивать доставку или начать с продвижения в социальных сетях? Стоит ли делать большие закупки цветов либо договориться с поставщиками? Если купите много цветов, то не сможете продать и потеряете оборотные средства. От выбора концепции зависит не только объем закупок, но и размер инвестиций.
3. Создать бизнес-план
Какой товар будете продавать? Исходя из товара нужно выбирать целевую аудиторию, место, сотрудников, тип обслуживания. Определитесь с целевой аудиторией. Для низкого ценового сегмента характерны небольшая стоимость аренды, ограниченный ассортимент, дешевый дизайн. В среднем ценовом сегменте имеются более широкий ассортимент цветов, просторные помещения, высокая проходимость, платежеспособность клиентов. Премиум-сегмент отличают индивидуальный подход к клиентам, требовательность покупателей к вопросам оформления букетов, высокий чек, узкая целевая аудитория. После выбора концепции займитесь поиском помещения для аренды. Далее посчитайте цену необходимого оборудования (холодильники, техника, инвентарь), сколько выйдет закупка цветов, каких сотрудников и на какие позиции имеет смысл нанимать. Как будете искать новых клиентов? Сколько готовы потратить на продвижение?
4. Выбрать место
Если вы пока не имеете своей базы клиентов, то выбирайте места с большой проходимостью. Как узнать объем трафика? Самый простой способ — это самостоятельный подсчет количества прохожих в выбранной точке. Сравните показатели в будние и выходные дни. Цветочные ларьки могут располагаться возле крупных транспортных узлов, магазины — рядом с высоким пешеходным и авто-трафиком, премиум-бутики — неподалеку от офисных зданий. Для интернет-магазинов важны пункты сбора заказов.
Форматы цветочных магазинов

1. Цветочный ларек
Преимущества ларьков заключаются в следующем: минимум инвестиций, большой объем продаж благодаря высокой проходимости и круглосуточной работе, максимизация прибыли. Ларьки работают 24/7, в большинстве случаев располагаются в центральных районах города. За счет этого продажи здесь идут лучше, чем в цветочных салонах. Минусом выступает нецелесообразность найма персонала, поэтому многие владельцы цветочных павильонов вынуждены работать самостоятельно.
2. Цветочный магазин или салон
Выбирая такой формат, мы ориентируемся на уличный трафик. Продажи будут зависеть не только от трафика, но и от событий, которые могут на него повлиять: аварии, строительство, перекрытие дорог. Здесь целесообразно заранее выбрать место, от проходимости которого будет зависеть стоимость аренды. Чем выше проходимость, тем выше цена аренды. Потребуется вложиться во внешний вид магазина: вывеска, дизайн. Однако стоить помнить, что в оффлайне самый низкий чек. Люди, заказывающие здесь цветы , редко покупают в онлайне. Риском для бизнеса такого формата совсем недавно стала пандемия, когда многие цветочные ларьки и магазины вынуждены были временно закрыться. Избежать потери бизнеса можно лишь одним способом — развивать разные форматы, в том числе онлайн-доставку цветов.
3. Интернет-магазин
Для интернет магазина не требуется арендовать постоянное помещение, делать в нем ремонт, покупать холодильник. Достаточно договориться с несколькими цветочными базами о планируемых объемах продаж. В праздники обычно продажи растут в несколько раз, поэтому разумнее заранее прийти к соглашению с поставщиками. Основная трудность онлайн-бизнеса — это выстраивание маркетинга. Вам понадобится создать сайт, продвигать его с помощью SEO и контекстной рекламы, нанять контент менеджера и хорошего фотографа для качественных фотографий. SEO-продвижение даст результаты где-то через год, полтора. До того как ваш сайт станет популярным, имеет смысл развивать социальные сети. Здесь также стоит вложиться в таргетированную рекламу, результаты вы получите в соцсетях намного быстрее. Сложность создания интернет-магазина состоит в поиске хороших специалистов, для найма которых нужно разбираться в маркетинге и контролировать их работу.
4. Цветочная студия
Студии нацелены на клиентов премиум сегмента, которые заинтересованы в сервисе высокого уровня. Вложиться нужно будет в красивый интерьер, освещение, производство контента (фото и видео), найм флористов-профессионалов. Расположение не играет большой роли, так как продажи зависят не от проходимости, а от наличия постоянных клиентов и узнаваемости бренда компании. Сразу такой бизнес не станет популярным, нужно время для раскрутки. Знаменитый флорист с именем прекрасно может создать студию, особенно при наличии раскрученных социальных сетей. Поскольку клиенты здесь искушенные, необходимо приложить максимальные усилия для их удержания за счет сервисного обслуживания.
Какие есть статьи расходов
при открытии цветочного магазина?
1. Аренда
Если вас интересует оффлайн-продажи, то аренда помещения выйдет от 50 000 руб в месяц (с учетом стоимости 1 м кв 1700 руб). Считать аренду нужно за два месяца, так как все арендаторы берут обеспечительный взнос. Если вы сразу выбираете онлайн, то основные затраты пойдут на найм специалистов. Сумма зависит от их количества и квалификации каждого.
2. Ремонт арендованного помещения
Обычно требуется делать текущий ремонт в арендованном помещении. Если рассматривать самый минимум (побелить стены), то это выйдет от 20 000 руб.
3. Флористический холодильник
Есть несколько вариантов решения вопроса с хранением цветов: холодильный шкаф, холодильная камера, установка специальной сплит-системы. Холодильный шкаф со стеклянными дверками стоит дешевле (от 50 000 руб), в него поместится не больше 10 букетов. Можно заказать холодильную камеру со сплит-системой и оконной фурнитурой. На 10 кубов такой холодильник обойдется в 150 000 руб. Еще один вариант — это заказать камеру в оконной компании под размер помещения и отдельно купить сплит-систему.
4. Вывеска
Процесс согласования вывески с городскими комитетами по архитектуре и градостроительству затратный и энергоемкий. Все вывески делятся на два вида: информационные (транслируют информацию о том, что продают) и рекламные (имеют призывы к действию). Перед согласованием конструкции с администрацией города, разберитесь, чем они отличаются: от этого зависят цена, потраченное время, возможный штраф. На вывесках лучше не экономить. Изучите стандарты вашего города и сделайте ее максимально большой. Стоимость начинается от 70 000 руб.
5. Техника
К техническому инструментарию относятся онлайн-кассы, компьютеры, принтеры чеков, смартфоны с хорошей камерой, фотоаппараты. Стоимость зависит от выбранных моделей, можно ориентироваться на сумму от 100 000 руб.
Итак, для открытия бизнеса в сфере флористики нужно погрузиться в эту сферу и изучить все подводные камни. Это можно делать разными способами: путем собственных проб и ошибок (потеря денег и времени) либо путем обучения у опытных специалистов. В Университете профессионального образования вы сможете за два месяца освоить очный курс "Управление флористическим бизнесом", что вам даст полное представление о возможных затратах, прибыли, алгоритме действий.

Вы научитесь:
-выбирать необходимое оборудование и расходные материалы, обеспечивающие деятельность флористического магазина;
-эффективного взаимодействовать с клиентами, подрядчиками и поставщиками;
-настраивать автоматизацию процессов во флористическом бизнесе;
-использовать маркетинговые стратегии для максимизации прибыли.